Результаты поиска:

Управление стейкхолдерами проекта: стратегии и методы

Стейкхолдером принято называть отдельную организацию, человека или группу лиц, действия и поведение которых, наряду с принимаемыми решениями, оказывают влияние на уровень прибыльности проекта и процессы, имеющие место в компании.

Каждая организация стремится к скорейшему выявлению групп влияния и определению их приоритетного значения. Так, компания получает представление о том, каким именно заинтересованным сторонам и в каком объеме уделять внимание в процессе разработки тактических планов и стратегий. Важность этого процесса неоспорима, так как от точности выбранной стратегии зависит успех компании и, соответственно, прибыльность.

Стейкхолдеры зачастую заинтересованы в благоприятном исходе реализуемых компанией проектов. В случаях, когда причастные стороны расценивают дальнейшее его развитие как фактор, ущемляющий и игнорирующий их интересы, может иметь место и негативное воздействие с их стороны.

Классификация стейкхолдеров

Каждому проекту свойственно наличие множества стейкхолдеров, которые условно подразделяются на 2 группы:

  • внешние − находящиеся за пределами организации (инвесторы, поставщики, покупатели, спонсоры, заказчики, посреднические фирмы и т.д.);
  • внутренние − находящиеся внутри организации (работники, учредители).

Для любого проекта типичными заинтересованными сторонами являются:

  • менеджер проекта, ответственный за управление им;
  • заказчик, являющийся пользователем конечного продукта реализуемого проекта;
  • спонсор, финансирующий реализацию проекта.

Первоочередная задача менеджера заключается в изучении окружения проекта и обеспечении максимально тесной связи с ключевыми заинтересованными персонами. Важно уметь вовремя предвидеть возможные изменения, чтобы в нужный момент времени предпринять меры управленческого характера для наиболее безболезненной адаптации к ним.

Интересы, объединяющие стейкхолдеров, могут как совпадать, так и быть кардинально противоположными. Обе ситуации могут быть на руку компании и менеджеру, но лишь при условии умелого управления заинтересованными сторонами.

Управление различными стейкхолдерами проекта: теория и стратегии

Управление стейкхолдерами проекта осуществляется на основании одноименной теории, автором которой является профессор Эдвард Фриман из бизнес-школы Дарден University of Virginia. Ее суть в том, что понимание и выделение групп заинтересованных лиц, способных оказывать влияние как на отдельный проект, так и бизнес в целом, позволяет максимально четко структурировать и оптимизировать управленческий процесс.

Согласно данной теории, процесс управления стейкхолдерами состоит из 6 основных этапов:

  1. Идентификация всех заинтересованных и причастных лиц.
  2. Определение их ключевых потребностей.
  3. Анализ интересов и особенностей влияния каждой из идентифицированных групп.
  4. Составление перечня действий для управления их ожиданиями.
  5. Реализация запланированных действий.
  6. Анализ результативности управления.

На практике выделяют 4 основных стратегии управления стейкхолдерами. Первая предусматривает максимальное вовлечение в процесс заинтересованных сторон с высоким уровнем важности (вклада) и влияния. Суть второй стратегии заключается в привлечении к проекту стейкхолдеров с высоким уровнем влияния и низким уровнем важности сугубо в качестве консультантов, согласовывая с ним исключительно важные стратегические решения.

Третья стратегия предполагает получение поддержки со стороны групп с низким уровнем влияния и высоким уровнем важности. Последняя стратегия применима к стейкхолдерам с низким уровнем важности и влияния, заключается в игнорировании.

Методы управления стейкхолдерами

Выбранная стратегия управления определяют и методы ее реализации. Таковых всего два:

  • партнерский метод, суть которого заключается в налаживании с заинтересованными сторонами партнерских отношений и принятии мер, позволяющих заручиться их доверием;
  • оборонительный (защитный) метод, предусматривающий использование приемов, которые позволяют стабилизировать и прогнозировать воздействия негативно настроенных стейкхолдеров на окружающую среду, а также расширять ее границы.

Особенности и инструменты управления внешними группами влияния

Эффективны данные методы лишь при условии их использования в подходящий момент времени. К тому же, управление внешними стейкхолдерами проекта имеет свои особенности, изложенные в таблице.

Название групп стейкхолдеров

Особенности управления

Покупатели - совместное обсуждение вопросов, касающихся факторов, способствующих изменениям в ведении бизнеса;

- обоюдные усилия в плане разработки продукции и рынка;

- использование совместных площадей;

- реализация совместных программ обучения и обслуживания;

- увеличение коммуникативных связей.

Поставщики - привлечение к процессу разработки номенклатуры продукции и к производственному процессу;

- привлечение к внутренним процессам проекта и к разработке стратегии.

Конкуренты - способствование объединению конкурентов в альянс с целью противостояния прочим фирмам этой же отрасли и ускорения технологического процесса.
Органы власти - налаживание контакта с властными структурами;

- способствование формированию объединений правительственных и бизнес-структур.

Общественные организации - изучение мнения групп социально активных граждан;

- формирование и поддержание в глазах общественности позитивного образа компании.

Финансовые посредники - формирование позитивного кредитного имиджа;

- обеспечение максимальной прозрачности деятельности компании.

Управление внутренними и внешними стейкхолдерами предусматривает использование таких инструментов, как переговоры, мотивация, контакты и прочие коммуникации, побуждающие группы влияния к совершению определенных действий.

Ваше имя (обязательно)

Ваш номер телефона (обязательно)

Сообщение

Отправить заявку
Ваше имя*   
Ваш телефон*   
Задача   
Проверочный код*   
captcha
  
* - Поля отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения
[_post_url] [_url]