Результаты поиска:

Бюджетирование на предприятии: этапы и принципы

На то, будет то или иное предприятие успешным, в значительной степени влияет качество управления, в частности, организация финансовой деятельности. Основным инструментом контроля, прогнозирования и выполнения экономических показателей следует назвать планирование и бюджетирование на предприятии, от которых напрямую зависит, в каком направлении будет развиваться бизнес в ближайшее время.

Если не позаботиться о согласовании процессов, и не составить правильно бюджет, то в дальнейшем есть большой риск формирования дефицита средств, проблем в работе отдельных структурных подразделений и т.д. В свою очередь, правильно подобранная и автоматизированная система бюджетирования на предприятии станет залогом оптимизации деятельности и позволит отслеживать результаты труда каждого члена коллектива.

Особенности процесса бюджетирования на предприятии

Подготовка и исполнение плана имеет значение для всех, кто участвует в создании и реализации продуктов и услуг, а также в управлении бизнесом, при этом их мотивация и ожидания могут варьироваться:

  • для владельца или генерального директора бюджетирование деятельности на предприятии является способом улучшить продуктивность работы исполнителей, при этом он должен быть готов делегировать полномочия и предоставить сотрудникам определенный доступ к информации;
  • менеджерам подразделений планирование позволяет определить четкий круг потребностей начальства и те возможности, которые у них есть для выполнения поставленных задач;
  • для финансового директора бюджет является документальным подтверждением полномочий по урегулированию и контролю финансовых процессов.

Используя основы бюджетирования на предприятии, можно решить целый ряд проблем, касающихся организации и управления, однако не всегда процесс дает желаемый результат. Как правило, сложности возникают из-за двух причин: человеческого фактора, в частности, отсутствия действенных стимулов и не вовлечения в процесс, а также в непрофессиональном подходе. На примере бюджетирования на предприятиях международного уровня можно увидеть, что действительно успешной система может быть только тогда, когда всеми вопросами, включая документооборот, занимаются специалисты.

Признаки успешного планирования

Чтобы текущее планирование помогало в достижении поставленных бизнес-задач, необходимо учитывать особенности бюджета как основного документа, который определяет статьи затрат и доходов. Наиболее существенные отличия бюджета – это:

  • конкретные сроки выполнения;
  • регулярность составления;
  • наличие прогностической составляющей;
  • вариативность;
  • ориентация, как на внутренние, так и на внешние экономические факторы;
  • приспособленность к реализации на практике;
  • включение только самых значимых пунктов;
  • соответствие имеющейся структуре организации.

Рассматривая принципы бюджетирования на предприятии, следует также отметить обязательную координацию действий субъектов, задействованных в бизнес-процессах. Если на разных уровнях не будет единства в выполнении показателей, то планирование будет выполнять свои основные функции, а именно:

  • поиск путей наиболее удачного поведения в бизнес-среде в краткосрочной перспективе;
  • отслеживание и анализ достигнутых финансовых результатов;
  • определение ключевых параметров оценки успешности работы персонала;
  • установление основополагающих ориентиров для главной конторы и филиалов в других регионах;
  • создание благоприятной с точки зрения производительности труда коммуникационной сферы;
  • оптимизация работы с информационными и денежными потоками;
  • четкое распределение обязанностей между сотрудниками и постоянное повышение их квалификации.

Если изучить бюджетирование на предприятии на примере крупных зарубежных фирм, то можно увидеть, что приоритетным является вертикальный обмен данными. То есть, руководители высшего звена не имеют представления об узкоспециализированных аспектах наподобие сбыта товаров и о технических требованиях. Вместо этого, им известно о нововведениях и стратегии развития компании.

Как происходит процесс бюджетирования на предприятии?

Необходимость в бюджетном планировании возникает циклично, при этом процесс составления и интеграции документов в деятельность компании состоит из таких этапов:

  1. Предварительное планирование – предполагает разработку целей, сбор и систематизацию экономических данных, а также работы по составлению, оценке и утверждению бюджета руководством.
  2. Внедрение – на данной стадии происходит контроль над исполнением показателей, а также внесение необходимых изменений с учетом рыночной обстановки и прочих дополнительных обстоятельств.
  3. Анализ и составление отчетности – на основании фактических данных о результатах деятельности компании делается вывод относительно того, были ли достигнуты первоначально поставленные цели.

Ваше имя (обязательно)

Ваш номер телефона (обязательно)

Сообщение

Отправить заявку
Ваше имя*   
Ваш телефон*   
Задача   
Проверочный код*   
captcha
  
* - Поля отмеченные звездочкой, обязательны для заполнения
[_post_url] [_url]